*Применение карточек PECS в альтернативной коммуникации: преимущества и практическая польза*
Альтернативные способы коммуникации становятся все более значимыми для людей, испытывающих трудности в вербальном общении, особенно для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Одним из наиболее эффективных инструментов является Система обмена карточками PECS (Picture Exchange Communication System).
Этот метод, разработанный в 1985 году Энди Бонди и Лори Фрост, помогает людям, неспособным к вербальному общению, выражать свои потребности и желания с помощью карточек с изображениями.
Преимущества использования карточек PECS -
улучшение функциональной коммуникации:
- Карточки PECS предоставляют простой и доступный способ сообщать о своих потребностях, желаниях и предпочтениях. Это снижает уровень фрустрации, возникающий из-за невозможности выразить себя словами, и способствует более плавной и понятной коммуникации.
- Развитие самостоятельности:
PECS поддерживает развитие самостоятельных навыков, так как дети учатся самостоятельно выбирать и использовать карточки для выражения своих желаний. Этот процесс стимулирует их когнитивное развитие и повышает уверенность в себе.
- Социальная интеграция:
Использование карточек PECS помогает в установлении и поддержании социальных взаимодействий. Дети учатся вступать в контакт с другими людьми, используя визуальные средства общения, что значительно облегчает интеграцию в общество и взаимодействие с ровесниками.
- Поддержка при обучении:
PECS часто используется как вспомогательный инструмент в образовательных программах для детей с особыми потребностями. Карточки могут служить визуальными подсказками, помогая детям лучше усваивать новый материал и ориентироваться в учебном процессе.
- Адаптивность и индивидуализация:
Система PECS может быть адаптирована под индивидуальные потребности каждого ребенка. Карточки могут включать изображения конкретных предметов, действий или эмоций, которые наиболее актуальны для данного ребенка, что делает процесс коммуникации более персонализированным и эффективным.
Практическая польза PECS в терапии
Применение PECS в терапии с использованием методов прикладного анализа поведения (ABA) показывает высокую эффективность. Поведенческие терапевты используют систему как инструмент для подкрепления позитивного поведения и снижения нежелательных реакций. Например, ребенок может использовать карточку, чтобы попросить перерыв во время занятия, что помогает избежать перегрузки и снижает вероятность возникновения поведенческих проблем.
PECS также может быть интегрирована в домашние и школьные программы, что обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития навыков. Родители и педагоги, обученные работе с PECS, могут активно участвовать в процессе и поддерживать развитие коммуникативных навыков ребенка в различных жизненных ситуациях.
Итак, использование карточек PECS в качестве средства альтернативной коммуникации приносит ощутимую пользу как для детей с РАС, так и для их семей. Улучшение функциональной коммуникации, развитие самостоятельности, социальная интеграция и поддержка в обучении – это лишь некоторые из преимуществ, которые делает PECS незаменимым инструментом в терапевтической практике и повседневной жизни.
В нашей организации для обучения альтернативной коммуникации с помощью PECS используются коммуникаторы, которые озвучивают не только карточки, но и целые предложения, связанные с карточкой. Коммуникаторы облегчают изучение карточек, заменяют голос ребенка и с их помощью интереснее общаться.
Проект по обучению альтернативной коммуникации "Пойми меня" реализуется при финансовой поддержке Благотворительного фонда сбербанка "Вклад в будущее" в рамках Благотворительной программы - акции "Добрый новогодний подарок" (2023-2024).
#вольницаинвалиды
#вольницаставрополь
#инвалидыставрополь
#альтернативнаякоммуникация
#вкладвбудущее
#добрыйновогоднийподарок